Официальный сайт МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 "Теремок"                       г. Серпухов привествует всех гостей!

Надеемся наш сайт будет полезен для Вас!

Задавайте свои вопросы 

             Задачи  музыкального  воспитания детей  в семье 

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно: 

         - обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

- способствовать общему развитию детей средствами музыки. 

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

 Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

 Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать  народную и классическую, а также современную детскую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.

Воспитание интереса к музыке

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное, хотят видеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.

 В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать возможности семьи.

 Если вы просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические  формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля)  могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и

нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально-эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.

 Наконец настала пора поговорить о Вас, уважаемые родители, как о начинающих «учителях» музыки. Для этого наберитесь терпения и постарайтесь проводить музыкальные занятия ежедневно. Напомню о том, что ваша задача - учить внимательно слушать музыку, развивать певческие навыки и умения ритмично двигаться под музыку. Само собой всем этим комплексом должны обладать и вы.

Родителям, имеющим музыкальное образование, будет немного легче, т. к. им пригодятся исполнительские навыки, игра на музыкальном инструменте. Мамам и папам,  не имеющим специальной музыкальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.

Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки и призывы, заклички. Не забудьте заглянуть в семейную фонотеку. А что там может пригодиться для музыкальных занятий? Вероятно самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой. Кстати сказать, детей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким- нибудь солирующим инструментом. Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное чтобы мелодии были несложные и понятные прежде всего вам, а гармонии простые без резких диссонансов.

Рекомендую приобрести CD – диски из комплекта по слушанию музыки в детском саду, а также детский альбом П. Чайковского «Времена года», музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты» и др.

Необходимо также, чтобы дома имелись музыкальные игрушки, которые содержались бы в порядке и находились в игровых уголках. Ребёнку очень понравиться, если вы на металлофоне исполните с ним незатейливую мелодию. Чаще используйте бубен, барабан, триолу, детский аккордеон или др. музыкальные инструменты Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представление детей о звуковой палитре музыки.

 Большое познавательное значение имеют для детей телепередачи о композиторах, о музыке и музыкальных инструментах. Можно посещать музыкальные вечера, спектакли. Известно, что в настоящее время дети проводят много времени у телевизора. Но не следует смотреть детям всё подряд, необходимо внимательно просматривать программу телепередач на неделю и отбирать наиболее интересные, познавательные передачи. Для детей можно приобрести «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, «В домике старого музыканта», «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской. «Для вас, родители», книга «Музыка – детям» Михеева, «Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества» В. Шацкой,  книга М. А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей».

И в заключении хочется напомнить родителям о предметном окружении ребёнка – эстетической среде. Ребёнок замечает, какой порядок и расположение предметов у него в комнате. Они составляют для него ценный мир ярких цветовых сочетаний и самых разнообразных образов и форм. Аляповатая игрушка с размытыми чертами или, ещё хуже, сломанный музыкальный инструмент в руке ребёнка просто недопустимы.

 Итак, мамы и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры, о процессе музыкального воспитания детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности  и наполняете навыки совершенно особенным смыслом существования всех членов вашей семьи. Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.

 Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3.Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4.  Не «приклеивайте» вашему ребёнку ярлык "немузыкальный", если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. От природы все мы музыкальны!

 

Организуем досуг малыша

 Ваш малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Вот почему в этот период так важно правильно организовать досуг для малыша.

Сходите в детский театр. Четырехлетний ребенок уже вполне может посещать театр. Во-первых, посещение театра очень раздвинет рамки кругозора малыша; во-вторых, ощутимо разовьется интеллект; и, в-третьих, что тоже очень важно, вы приобщите своего ребенка к культуре посещения театра. У вас проверили билеты, вы прошли в гардероб и сдали одежду, получили взамен номерки, причесались возле зеркала, купили программку и изучили ее, прогулялись по сверкающему золотом и хрусталем холлу, полакомились воздушной кукурузой в буфете, поздоровались с кем-то из знакомых. А потом наступило самое главное — истинное волшебство. Посещение театра для ребенка — всегда праздник.

А цирковые представления?

Есть ли смысл говорить, что всякому ребенку очень нравится цирк и идет на пользу посещение цирковых программ? Может, только следует посоветовать, не стремиться взять для себя и четырехлетнего ребенка места непременно в первом ряду, потому что ребенок может испугаться — даже того же клоуна, который кричит слишком громко надо же, чтобы слышали и в последних рядах!

 С появлением телевидения отошли на задний план диафильмы с фильмоскопом. Но это только на первый взгляд. Опыт показывает, что дети, вволю насмотревшись мультиков по телевизору, охотно смотрят диафильмы. Мультфильм по видику ребенок может посмотреть и один. А вот в сказочный мир диафильма малыша вводит мама (а чаще папа). Этот контакт очень важен и очень повышает авторитет родителя; обаяние диафильма проецируется на того, кто его показывает, кто читает текст. 

ПРАЗДНИК ДОМА

Кто из детей и взрослых не любит праздники? Думаем, что таких людей немного.

«Общение с людьми – вот в чем бесконечный запас обновления и открытий! Люди стремятся к общению, жаждут его, ищут друг в друге поддержки и одобрения».

У добрых и активных людей всегда есть желание сделать приятное, неожиданное всем собравшимся, поднять настроение и жизненный тонус. А дети особенно радуются празднику, живут ожиданием его, как взрослые живут от одного радостного события до другого. Сколько замечательных праздников для детей можно провести, если немного пофантазировать, давайте и мы поделимся с вами своим опытом и фантазией. Какие праздники  можно провести дома?

 День сюрпризов

Любой день недели, когда у вас есть что подарить ребенку, даже самые маленькие безделушки могут доставить радость, если они подарены с любовью и фантазией. Сюрпризы можно находить по схемам, картам комнаты, по стрелочкам, разложенным по порядку или по заданиям в записках, если есть читающие дети, спеть песенку, сбегать на кухню за чем – либо, пробежать вокруг стола, пролезть под столом, стулом. Можно предлагать и более полезные задания: прибрать всю обувь в прихожей, полить цветы, пропылесосить и др. для привлечения детей к настоящей, взрослой работе, по типу «Горячо – холодно» и т.д.

Последним и главным сюрпризом может быть торт, интересный фокус, а если вы хотите приобрести домашнего питомца, то лучшего финала не найти.

Вначале можно находить те предметы, которые пригодятся вам в финале. Если вы хотите организовать чай, то пусть дети находят ложки, салфетки, кружки, сладкие сюрпризы,  сахар и т.д. Они сами догадаются, что вы готовите им чайный стол, и с интересом будут  идти к финалу. Если финалом будет домашний питомец, то для детей будет интересно найти миску для кормления, бантик на веревочке и другие вещи, пусть они сами догадаются о вашем сюрпризе.

День проказников

Это может быть 1 апреля или любой другой день, совместный выходной, когда идет дождь, накануне дня уборки, чтобы совместить полезное с приятным. Попробуйте есть суп вилкой, макароны руками, а лучше надеть их на веревочку и подарить маме, в карманах пальто пусть они найдут бумажки от конфет, а сами конфеты давно спрятаны у папы под подушкой. Фантазируйте!

Праздник мороженого

Когда у вас гости с такими же детьми, или вас пригласили друзья вместе провести время, а на улице тепло или жарко, во время отдыха на природе. Можно провести различные аттракционы: «накорми» папу закрытыми глазами, укрась мороженое фруктами, конкурс коктейлей с мороженым, кто быстрей слижет мороженое «без рук» и т.д.

День воздушных шаров

Обычно после какого-либо праздника шарики  еще некоторое время висят на стене никому не нужные, медленно теряя свой красивый вид.

Можно раскрасить их фломастерами и устроить много невероятных конкурсов с шарами: бой шаров, фокусы по прилипанию шаров к потолку, прежде потрите их о палас или любое синтетическое волокно, лопанье шаров, привязанных к ноге противника, футбол с воздушным шариком, различные концертные номера с шарами и многое другое.

Праздник бабушкиных пирогов

Красиво накрытый стол, заранее приготовленные букеты, салфетки, вырезанные из бумаги, непременно обрадуют ваших близких и дадут детям незабываемый урок уважения и любви к старшим, а если к пирожкам вы придумаете загадки про начинку или небольшие хвалебные стихи, то радость только удвоится.

 Домашний цирк

Дети и взрослые могут быть и гимнастами, и жонглерами, и клоунами. Домашние животные так же могут быть участниками представления. Не забудьте про фокусников!!! Наверняка найдутся взрослые, которые знают несколько фокусов со спичками, картами или чем-либо еще, можно воспользоваться и литературой. Палас вы превращаете в арену, организуете гримерную, и начинается представление.

Праздник огородных даров

Его можно устраивать по принципу: что созрело, то и к празднику поспело. С созреванием зелени, можно вместе приготовить салаты, украсив их разными способами, объявить конкурс на весенний «вкусный букет», с поеданием его. Клубника тоже будет прекрасным поводом для праздника семьи, если немного пофантазировать. Можно приготовить различные соки, коктейль, украсит ею мороженое или суфле. А затем предложить накормить друг друга закрытыми глазами, получится неплохая маска на лицо, к тому же очень полезная для кожи, предложить всем заняться своим внешним видом и объявить «5-ти минутный перерыв для здоровья», дети могут в таком «раскрашенном» виде показать вам свой веселый концерт.

Грибы, ягоды, овощи, фрукты – все может служить поводом для праздника, к которому дети будут с радостью готовиться, помогать ухаживать, собирать, готовить сюрпризы, подарки из них.

Праздник старых фотографий

Это повод интересно поздравить ваших пожилых близких людей с днем рождения, с Днем Победы. Предложите ребенку поискать фотографии близких, узнать их.  

Разложите их по возрастам, или еще по какому-либо признаку (где родился, где жил, где был ит.д.) Вы увидите, как они увлекутся эти занятием, будет много вопросов, а бабушки с дедушками с интересом расскажут им некоторые истории из своей жизни, запечатленные на фотографиях, вы доставите огромную радость пожилым. Помните, пожилые люди живут воспоминаниями, и это лучший повод проявления к ним внимания и заботы. 

Праздник старых игрушек 

В преддверии школы, скоплению большого количества игрушек или генеральной уборки можно устроить и такой праздник. Пусть ребенок достанет все, чем он уже не играет, с каждой игрушкой можно устроить маленькое представление, почему у машины нет колес, кукла грязная и безволосая, у котенка оторван нос и глаз, мишка давно перестал петь и т.д. Игрушкам пора в ремонт, только не говорите, что вы выбросите это все на помойку, этим вы дадите явный урок невежества и даже жестокости. 

   Дети очень ранимы и быстро вбирают  уроки взрослых одинаково:  как хорошие,  так и (помните об этом!!) плохие тоже.

Когда-то давно мы были такими же маленькими детьми. Что-то из детства  мы помним, а что-то скрылось вместе с годами. Но чем старше мы становимся, тем чаще вспоминаем детство, потому что наш характер, симпатии и антипатии – все закладывалось в детстве.

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, питайтесь родниковой водой, сравниться с которой может только детская душа!

Чаще общайтесь со своими малышами, живите их жизнью, и в вашем сердце всегда будет тепло, уютно и радостно. Пробуждайте воспоминания о своем детстве рассказами, фотографиями, семейными традициями и реликвиями.

А в этом вам обязательно помогут семейные праздники, которые мы предлагаем.

И не забывайте, что детский сад никогда не заменит и не восполнит тех радостных впечатлений, которые ребенок получает дома от общения с близкими людьми!

                    «Ваш домашний оркестр»

 Включение в занятие по музыке, в домашний досуг игры на детских музыкальных инструментах всегда является украшением музыкального обучения. Добавление к голосу фортепьяно или детскому голосу, ставших привычными, звуков необычной высоты и яркости привлекает дошкольников к творческой работе на занятии. Для игр и развлечений с детьми 4-6летобычно используется музыкальные инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности, поэтому их принято называть шумовыми. К их числу относятся барабан, бубен, колокольчики, треугольник, погремушки, маракасы и так далее. Каждый из этих инструментов обычно имеется в арсенале музыкального работника, да и приобрести их для дома не требует больших затрат. 

 В приобретении простейших шумовых музыкальных инструментов есть свои хитрости. Ответьте, например, давно вы заходили в отдел, где продаются … рыболовные принадлежности? Вы удивляетесь, а зря, потому что именно там продаются замечательные вещи - маленькие оловянные бубенчики, которые так удобно соединить по два - три, повесив их на обыкновенные скрепки. И вот у вас уже есть замечательный музыкальный инструмент, обладающий необычайным звонким голоском. Вместе с детьми вы можете изготовить такой музыкальный инструмент, как кастаньеты. Для этого нужно взять две большие пуговицы, через «ножку» каждой продевается резинка и завязывается на узел так, чтобы получившуюся петельку можно было надеть на первый и третий палец. Пуговицу и резинку можно купить в магазинах ткани. Из контейнеров из-под«киндер-сюрприза» можно сделать музыкальный инструмент – «шуршунчик», наполнив его разными наполнителями (горох, крупа, камешки). Очень легко можно изготовить такой музыкальный инструмент, как «ветерок». С помощью этого инструмента можно изображать появление невидимого героя или слушать музыку ветра. Сделать его очень просто. В бутылке из-под шампуня делается восемь отверстий с обеих сторон и три посередине. Через боковые отверстия протягиваются нитки, к ним привязываются трубочки от металлофона. Инструмент держится на пальце за кольцо, которое крепится наверху.

 Важно познакомить детей с названием инструмента и способом игры на нём. Для этого, показывая тот или иной инструмент, надо продемонстрировать, как на нём играть. Скажем, на барабане играют, ударяя по его поверхности палочками, на погремушках и колокольчиках – встряхивая. Кроме того, в детях следует с самого начала воспитывать культуру пользования инструментом: с ним следует обращаться бережно, брать, играть на нём и класть на стол или убирать в специальную коробку надо аккуратно. Взрослый, показывая имеющиеся музыкальные инструменты, демонстрирует их голоса. Затем детям можно предложить закрыть глаза и на слух определить, какой из инструментов сейчас прозвучал. К каждому отдельному музыкальному произведению проводится индивидуальный подбор музыкальных инструментов для его сопровождения.

                                                 УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПЕТЬ 

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

       Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

   Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией. Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).  У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.                   

 А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением. Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему. Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, вдохновляет.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz